Быть региональным оператором

Система работает. Сбор, транспортирование, обработка и захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) перешли в ведение региональных операторов. В рамках реформы обращения с ТКО эти компании отвечают за сферу обращения с отходами перед администрацией субъектов РФ.

Чтобы результативно справиться с поставленными задачами, региональному оператору необходимо решить сразу несколько задач в своем регионе: собрать информацию, наладить контроль за транспортом и работу инфраструктуры, чтобы в итоге минимизировать объемы отходов для захоронения. Для этого нужны прогнозы развития отрасли как минимум на 5-10 лет. 

Собрать данные

— Две главные проблемы регионального оператора связаны со сбором данных. Несвоевременное обновление информации об отходообразователях (физических и юридических лицах), сбор информации о контейнерных площадках и объемах накопления отходов — это основа, на которой завязано все дальнейшее планирование. Если мы знаем точное количество контейнеров, то нам не нужны лишние машины и рейсы. Данные о жильцах нужны для верных начислений и работы с должниками, — рассказывает директор АО «Крайжилкомресурс» Филиал «Горячеключевской» Константин Завгородний

Константин Завгородний

Инвентаризацию всех контейнерных площадок оператор проводит самостоятельно, а информацию о жильцах предоставляет администрация, УФМС. Она аккумулируется в государственной системе (ГИС) ЖКХ. Однако нередко актуальной информацией не владеют даже управляющие компании отдельных домов.

— Администрация предоставляет нам устаревшие данные. Есть случаи, когда оплата начисляется на умерших. Иногда мы знаем, что есть должники, но не можем запустить дело об исполнении закона по взысканию средств, потому что не владеем актуальными официальными данными. Когда люди умирают, документы приносят сразу — никто не хочет платить за умершего. А вот когда кто-то рождается, данных нет, — комментирует руководитель.

АО «Крайжилкомресурс» работает в программе АИС «Отходы» — математической картографической модели, с помощью которой можно увидеть количество и протяженность маршрутов, оценить потребность в технике и подгрузить реестр всех отходообразователей. Благодаря электронной территориальной схеме региональный оператор следит, чтобы везде был официальный вывоз.

Перевезти отходы

До реформы отрасли не все отходы попадали на санкционированные полигоны и сортировочные станции. Сегодня ответственность за то, что мусор будет доставлен на законный пункт назначения, лежит на региональном операторе.

Контроль непосредственно за перевозчиками по Белореченской зоне осуществляется через программу АИС «Отходы». Оператор отслеживает каждую машину: все водители мусоровозов должны пользоваться заранее выданным маршрутом, фотографировать каждую площадку. Объективные причины невыполнения задач должны быть подтверждены. 

— Сначала водители возмущались, но нам удалось их убедить. Это ведь и наши гарантии выполненной работы, и их страховка. Выполнили взятые на себя обязательства — получили деньги. Если площадка заставлена машинами, завалена снегом, если контейнер сломан, водитель это фотографирует, а мы получаем уведомление. Либо подтверждаете фактом, что не могли вывезти мусор, либо его вывозите. Третьего не дано. Система контроля работает полностью автономно, даже в удаленных местах с неустойчивым интернет-соединением. Программа обновляет отчеты, как только сотовая сеть появляется, — рассказывает Константин Завгородний.

Повысить эффективность

Большая доля экономической эффективности в работе регионального оператора зависит от расходов на транспортировку отходов.

В 2022 году в Горячеключевском районе приступил к деятельности новый оператор по транспортировке ТКО. Теперь отходы транспортируются автомобилями-мусоровозам работающими на компримированном природном газе. Кубометр метана стоит на заправках 19-20 рублей, а эквивалентный ему литр 95-го бензина — 51–53 рубля; дизельного топлива — 49–50 рублей. Двукратная выгода. Природный газ — это фактически готовое моторное топливо, поэтому гораздо дешевле бензина и дизельного топлива. Что в итоге влияет на формирование цен и тарифов на услуги ЖКХ. 

Путь мусоровоза

Оптимизация транспортных потоков выгодна не только региональному оператору, но и гражданам. На начало 2020 года тариф составлял 579 руб. за 1 куб.м, в 2021 году составил около 559,87 руб. за 1 куб. м мусора, а в 2023 году будет снижен до – 527,90 руб. за 1 куб. м. Он включает в себя затраты на транспортирование, обработку, размещение отходов на полигоне, затраты регионального оператора, налоги (в т. ч. плату за негативное воздействие на окружающую среду).

Отдельная проблема — сбор данных о городских и сельских отходах.

Норматив накопления определяется по измерениям, которые производятся в течение 4 сезонов. В итоге получилась средняя сумма. И она оказалась больше, чем в многоквартирном секторе. Мы уже не первый год работаем в этой сфере, можем сказать: частный сектор всегда давал больше мусора, это на практике проверено, даже несмотря на то, что используются компостные ямы.

В связи с этим нормы накопления отходов дифференцированы: 2,44 куб. м в год на одного жителя многоквартирного дома и 3,02 куб. м в год на жителя частного сектора. 

— Обслуживание дорог — связанная с этим проблема. Если мусоровоз застрял на сельской дороге, то его нужно доставать, а это означает новые траты. Сейчас главные задачи по территории — синхронизировать работу всех исполнителей, разработать схемы сбора по сезонам, наладить работу с дорожниками, — говорит Константин Завгородний 

Обеспечить сортировку

В 2021 году на Белореченском мусоросортировочном комплексе отобрано более 22 тысяч куб. м вторсырья, что почти в три раза больше, чем в 2020 году.
Достигнуть таких показателей удалось, в том числе, и благодаря внедрению раздельного сбора пластика на территории Белореченского района. Еженедельно из контейнеров для раздельного накопления, отсортированного населением пластика собирается около 70 м3 сырья.

Главная задача — добиться 100% сортировки в городах, отбирать максимум вторсырья и минимизировать отходы, которые поедут на полигон.

Пока в Горячем ключе нет раздельного сбора отходов, но в ближайшее время планируется переход на двухпоточную систему, где пластиковые отходы будут собирать отдельно от всех прочих отходов. Система будет работать, если к ней подключатся и сами граждане: от них зависит сортировка мусора в местах первичного накопления. Это повысит качество собранных отходов и увеличит долю вторичных ресурсов. 


Беззубикова А.В.

Источник: Газета «Жилищный вестник»

https://mintekgkh.krasnodar.ru/upload/iblock/8ab/gkh_02_2022.pdf