В СССР специальные машины для транспортирования отходов появились только после Великой Отечественной войны. Все они основывались на обычных грузовиках. За все время развития спецтехники было построено много моделей, но классификация у всех одна: контейнерные (перевозят мусор в сменных контейнерах или баках) и кузовные (бункерные) с саморазгружающимися кузовами.
Первый отечественный мусоровоз МС-1 на базе ЗИС-5. Когда 300-литровый ковш наполнялся отходами, он поднимался и высыпал содержимое через верхнюю крышку 6,5-кубового кузова при помощи самосвального гидропривода. Когда наполнялся кузов, он опрокидывался назад, высыпая мусор через заднюю крышку.
Мусоровоз МС-2 на базе ЗИС-150.
Сзади мусоровоза был загрузочный бункер с крышкой, за которым находился механизм, перемещавший мусор по жёлобу к верхней части 10-кубового кузова. Затем уплотнённые отходы ссыпались в грузовой отсек. Для выгрузки задняя стенка поднималась вверх, и кузов опрокидывался назад. Машина была признана слишком сложной, тяжелой и дорогой.
Мусоровоз МВ-10 на базе ЗИС-5
В 1949 году на ленинградском Механическом заводе Городского треста очистки начался выпуск самых необычных советских мусоровозов МВ-10, выполненных по патенту немецкой фирмы Keller und Knappisch (сокращенно KuKa). Его особенность – компактные баки и шнековый рабочий механизм.
Мусоровоз МВ-20 на базе ЗИС-150
Его особенность — огромный спиральный винт (шнек), который медленно вращался и уплотнял отходы, перемещая их к передней стенке кузова. Для его работы использовали конические баки, которые опрокидывались в заднее приемное устройство.
При выгрузке отходов винт переключался на обратный ход, опустошая кузов через заднюю крышку кузова.
При выгрузке отходов винт переключался на обратный ход, опустошая кузов через заднюю крышку кузова.
МКМ-4 на базе ГАЗ-51А
В два ряда на нем помещались 6 цилиндрических контейнеров емкостью по 500 литров. Такие баки можно было устанавливать горизонтально и перекатывать вручную по земле.
Контейнеры опускались и поднимались с помощью двух задних гидроподъёмников с полукруглыми захватами.
КММ-2М на базе ГАЗ-51А
Здесь применялись 6 прямоугольных (кубических) 600-литровых контейнеров. Их разгружали и погружали с помощью кран-балки с тросовым гидроприводом.
М-30А на базе ГАЗ-53А
Этот мусоровоз имел три поста управления, развивал скорость 85 км/ч. В него помещались 8 контейнеров емкостью по 750 литров.
Трехсекционный гидрокран служил для погрузки/выгрузки одного контейнера или опрокидывания контейнерных блоков. Стрела с максимальным вылетом 2,7 метра имела клещевой захват.
Мусоровоз 53М на базе ГАЗ-53/53А
Мог развивать скорость до 60 км/ч. Главная особенность — система прессования мусора на выходе из приёмного бункера. Мощная толкающая плита с гидроприводом почти вдвое уплотняла содержимое кузова и проталкивала его в грузовой отсек. При разгрузке кузов опрокидывался назад, а бункер поднимался вверх.
Современный мусоровоз с порталом на базе КАМАЗа
За один рейс может вывозить до 18 тонн спрессованных отходов. Коэффициент прессования – 9. Предназначен для погрузки евроконтейнеров объемом до 1, 1 кубометров. Имеет возможность управления процессом выгрузки ТКО с пульта из кабины водителя и с наружного пульта.